Мы живём в эпоху грандиозных технологических прорывов и революций. Глобальные информационные сети невидимыми нитями пронизывают всё вокруг, роботы принимают неотличимый от человеческого облик, 3D-принтеры осваивают печать живых тканей, а многие незаменимые вещи прошлого, такие как дисковый телефон и печатная машинка, уже надёжно стёрлись из памяти. Не остаётся в стороне и светотехника – «светодиодная революция», начавшаяся около 15 лет назад, сейчас в самом разгаре, а традиционные источники света всё быстрее теряют свою актуальность.
Наверно, с точки зрения технического прогресса это правильно и даже отрадно. Однако вместе с уходящими старыми технологиями мы теряем и целый пласт истории отрасли, промышленности и даже страны. К сожалению, светотехника не настолько популярна, как то же автомобилестроение, все этапы развития которого широко представлены образцами как из музеев, так и из частных коллекций. И сейчас проще найти подлинный экземпляр одной из первых ламп накаливания позапрошлого века, чем узнать, как выглядели самые обычные уличные фонари всего каких-то 30-40 лет назад. Ведь то, что попадалось на каждом шагу, никто не замечал. Поэтому и ушли они так же незаметно и при этом навсегда…
Для чего же нам нужна история светотехнических решений? Даже если оставить в стороне ностальгию и желание сохранить крупицы созданного за многие годы, у неё находятся и вполне себе практические применения. В первую очередь, это конечно же любое воссоздание антуража соответствующих эпох, более всего востребованное в театре и кино. Такие «мелочи», как современная иномарка, промелькнувшая в кадре фильма про Брежнева, способны полностью свести на нет правдоподобность картины. Но за этим хотя бы уже принято следить. Намного хуже обстоят дела со световыми приборами: одни и те же «сталинские» настольные лампы кочуют из фильма в фильм, а на улицах и вовсе попадается всё вперемешку, от торшеров 70-х годов до ультрановых светодиодных фонарей. Если бы в распоряжении режиссёра был настоящий исторический справочник по светотехнике, вряд ли бы он допустил подобные ляпы.
Исторический антураж в последнее время становится востребован и при реконструкции туристических центров городов. Ярким примером является Москва, где недавно впервые были воссозданы не только светильники образца начала прошлого века, но и подлинный облик первоначальных литых опор, на которых они размещались. Причём сделано это было с использованием современных технологий, с учётом соответствия действующим стандартам качества и эффективности освещения.
Наконец, если рассматривать историю световых приборов, она во многом представляет собой энциклопедию дизайна соответствующих лет. Многие, даже серийно выпускаемые светильники прошлых десятилетий являются вполне удачными образцами тех или иных художественных идей и форм, которые могут найти применение и в будущем. Знакомство с решениями прошлого способно обогатить кругозор современных дизайнеров и вдохновить их на разработку чего-то не менее достойного.
К счастью, тема светотехнической истории не осталась без внимания отдельных энтузиастов, в числе которых обладатели больших частных коллекций ламп и светильников, выпущенных в разные годы в разных частях света. Существуют и онлайн-проекты, посвящённые данной тематике и объединяющие усилия многих единомышленников. В числе крупнейших приятно отметить не только американский Lighting Gallery, но и российский «Старый Свет» – проект, который ставит своей целью собрать максимум полезной информации по светотехнике прошлого века, в первую очередь отечественной.
Theme by Danetsoft and Danang Probo Sayekti inspired by Maksimer
Комментарии
Очень хорошая, познавательная статья)